Напомним, что такое Cookies. Это такой «костыль» к протоколу HTTP, придуманный в 90-е годы. Дело в том, что изначально HTTP был задуман так, чтобы просто загружать страницы с веб-сайтов. Никаких механизмов сессий (не говоря уже о способах отслеживания) предусмотрено не было. Каждый запрос к серверу не был связан с другими.
Поэтому попытки разработать первые интернет-магазины (список магазинов) сталкивались с рядом сложностей. Если форму заказа ещё можно было сделать на одной странице и заставлять пользователя заполнять все поля разом, то привычную нам корзину товаров реализовать было невозможно. Для этого нужно было как-то сохранять информацию между запросами.
Чтобы решить эту задачу, в Netscape добавили в свой браузер технологию «волшебных печенек», идея которой была позаимствована у разработчиков Unix. Суть её очень проста: сервер сообщает клиенту некую строку, которую он сохраняет у себя и в дальнейшем передаёт с каждым запросом серверу.
Интересно, что первоначально эта возможность была добавлена без отдельного анонса и включена по умолчанию. По поводу чего в 1996 году случился скандал и серия слушаний в федеральной торговой комиссии США. Но, не смотря на скандалы, Cookies прижились, были включены в стандарт HTTP и стали широко использоваться. В том числе — для таргетирования рекламы и для отслеживания пользователей в целом.
Спустя годы, про «волшебные печеньки» прознали в Еврокомиссии. Началась долгая война с ИТ-корпорациями. Пока евробюрократы готовили свои постановления, в мир иной успела отойти Netscape, следом за ней рынок потерял Internet Explorer (как появ. IE). И наконец, в 2018 году, многострадальный GDPR вступил в силу. В результате, везде появились эти замечательные диалоговые окна, которые до сих пор требуют от нас согласиться со сбором данных.
Cookies объявили злом, от IT-гигантов требовали отказаться от сбора данных... Ну, и всё остальное, что мы сейчас видим в новостях. И тут начинается самое интересное.
Дело в том, что конфликт без чёткого и конкретного плана с оппонентом, обладающим кадровым и технологическим ресурсом, заканчивается всегда примерно одинаково. Разумеется, более умная, гибкая и быстрая система будет рада пересмотреть статус-кво в свою пользу.
Что, собственно, и сделала Google. Ради заботы о приватности пользователей, была создана технология FLoC (Federated Learning of Cohorts), название которой на слух звучит как «стадо» по-английски (учим английский). Что уже как бы намекает.
Суть технологии FLoC заключается в том, что вместо «зловредных» cookies, которыми пользователь мог управлять, теперь, с помощью технологий машинного обучения, анализируются все страницы, просмотренные пользователем за неделю, определяются его интересы и его приписывают к определённой группе людей с аналогичными интересами. Веб-серверу передаётся только ID этой группы и никакого тут вам персонального отслеживания.
То есть вместо отдельных сайтов и запросов, теперь будет анализироваться вообще всё, что появляется в браузере. Доступ к новым инструментам таргетинга, разумеется, будет у всех разный. Плюс заложен фундамент для дальнейшего развития технологии, которая полностью под контролем «Гугла». В общем, ИТ-корпорации, в очередной раз, всех переиграли и победили.
Теперь, если cookies окончательно отключат, окажется, что мелкие и средние игроки рекламного рынка остаются за бортом. И тут нет заговора: ещё в самом начале конфликта было понятно, что решение будет таким, которое ухудшит положение пользователей. Просто потому, что инициаторы кампании были не способны чётко сформулировать конечные цели и механизмы их реализации.
И по этой же самой причине можно быть уверенным в том, что никаких выводов из этой истории сделано не будет и мы увидим ещё немало подобных инициатив, которые, по какой-то загадочной причине, закончатся примерно так же.
https://seoded.blogspot.com/2021/05/cookies-floc-google.html
#google #технологии #государство